Эта статья будет посвящена экономичным прошивкам на УАЗ Патриот. Современные системы впрыска фирмы Бош для УАЗов, очень сильно «заточены» под выполнение экологических норм и не предполагают работу двигателя на бедных смесях. Как и на богатых, собственно. Состав смеси на системах Бош УАЗ всегда стехиометрический, т.е. отношение воздуха и бензина (альфа) составляет 14.7 к одному соответственно. Такая смесь соответствует 1 альфа. Именно такую смесь и готовит блок управления, чтобы получить на выходе из мотора определенный состав отработавших газов, чтобы те полностью догорели в нейтрализаторе. И данная альфа готовится при помощи обратной связи по датчику кислорода и готовится она как на холостом ходу, так и в режимах максимальных нагрузок, т.е. постоянно, за исключением случаев, когда блок управления включает алгоритм защиты нейтрализатора на высоких оборотах. Кстати, очень многие начинающие чиптюнеры используют данный алгоритм и даже меняют состав смеси в более богатую сторону, ошибочно предполагая, что это и есть мощностной режим - это не так, алгоритм защиты нейтрализатора, кроме обогащения смеси еще и сдвигает угол зажигания в очень позднюю сторону, т.е. мощности тут не получить, а вот расход поднимается очень заметно, т.к. лишний бензин просто летит в трубу. Кстати о расходе. Альфа равная единице отлично подходит для нейтрализатора, но для двигателя она несколько избыточна в режимах малых и частичных нагрузок, и при этом недостаточно богата для режимов полной мощности, и именно по этому мотор с заводскими настройками не развивает полной мощности и потребляет лишнего. И не «дураки сидят на заводах», как любят поговаривать некоторые скептики, просто с такими настройками мотор выполняет все положенные экологические нормы. Да, выполняет, в теории. На практике же, ошибки по недостаточной эффективности нейтрализатора загорались уже при выезде из салона на новых авто, чегу уж там говорить о машинах с пробегом, когда мотор потребляет некачественное топливо, да и по конструктиву и по качеству сборки не способен соблюсти необходимые нормы. По этому борцы с экологией могут успокоиться и дочитать статью до конца или перейти на другую страницу. Для тех, кому хочется получить авто с двигателем, развивающим свою полную мощность и при этом способным сократить расход бензина и получить экономию до рубля на километр, и созданы наши уникальные прошивки. Однако, это все была теория, теперь обратимся к практике. Получать обогащенную смесь (когда альфа меньше единицы) на системах УАЗ, тюнеры получили довольно давно, и успешно пользуются этим до сих пор, но вот получить контролируемую бедную смесь (когда альфа больше единицы) было довольно проблематично, но теперь это ограничение снято и блок управления МЕ17.9.71, устанавливаемый на УАЗ Патриот, начиная с 2014 года, может готовить бедную смесь штатно, позволяя задавать любую смесь, как бедную так и богатую во всех режимах работы двигателя. Тем не менее, скептики в один голос заявляют, что бедная смесь пагубно отражается на моторе, однако это не так. На самом деле, нынешние разработки по контролю смеси совсем не новы, а являются переосмыслением работы старых систем впрыска Микас 7.2, устанавливаемых на Патриоты 2005-2006 годов выпуска. Рассмотрим готовку смеси на данных системах с нормами Россия 83 на примере самой последней и стабильной прошики на Микас 7.2 - 628-й софт. В данной прошивке есть таблица состава смеси в экономичном режиме и в мощностном режиме, а переключение данных таблиц осуществляется по положению дроссельной заслонки. И переход этот составляет около 64% открытия дросселя на 3000 об/мин (картинки кликабельны).
Смесь в мощностном режиме обязана быть богаче единицы и это, как мне кажется, вполне логично. В режиме малых нагрузок при полностью открытом дросселе альфа равна единицы, а при больших наполнениях смесь становится сильно богаче. и при максимальном наполнении составляет 12,9 к одному, что соответствует альфе около 0,9. А теперь взглянем на таблицу смеси в экономичном режиме. Самая бедная смесь готовится на частичных нагрузках при 3-3.5 тысячах самых ходовых оборотов двигателя и состовляет она 18.2, что соответствует альфе 1.23. Вот на такой смеси может работать двигатель без каких либо последствий для себя. Так как же работает данная система и почему смесь не может быть бедной на больших нагрузках? Очень просто обратите внимание, что альфа 1.23 на 3000 оборотах готовится при наполнении 370-470, а выше смесь уже не такая бедная. Понять поможет карта базового циклового наполнения - это таблица прогнозируемого наполнения от оборотов и открытия дросселя. Открытию дросселя на 66% составляет наполнение около 340 мг/цикл на оборотах с 3000 до 3500.
И наполнение это получается в диапазоне дросселя от 46% до 100% открытия дросселя. Но как мы помним, переключение таблиц состава смеси на мощностную происходит при 64%, а значит, что при открытии дросселя на 65% альфа уже станет равна 1 и при повышении наполнения будет все больше уходить в богато. Из всего этого сумбура есть один простой вывод: при открытии дросселя меньше 60% смесь до 3500 оборотов можно спокойно делать беднее. Не 1.2 конечно, 1.05-1.1 будет вполне достаточно. А если ограничить обороты двигателя тремя тысячами, то мотор никогда не перейдет в режим полных и максимальных нагрузок. А это значит, что мотор будет работать только в диапазоне малых и частичных нагрузок, т.е. всегда в экономичном режиме с обедненными смесями и будет потреблять минимум горючего без каких-либо последствий для себя. И это означает, что экономия в рубль на километр реальна, что за пробег в сто тысяч километров на экономичной прошивке можно сэкономить до ста тысяч рублей. При относительно небольших пробегах данная процедура будет даже выгоднее установки газобалонного оборудования, при котором все равно требуется прошивка блока управления для корректной работы мотора. У вас наверное уже есть вопрос, а как же быть, когда нет нужды экономить, и нужно получить максимум от мотора? Да очень просто, по аналогии с ГБО в блок управления можно записать две прошивки - одна экономичная, другая максимально динамичная. И вывести переключатель в салон, чтобы оперативно менять прошивки на ходу. Про мультирежимные прошивки можно прочитать в этой статье.
Теперь посмотрите ролики с измерениями расхода топлива в реальном времени на экономичной прошивке EURO 5 ECO.
Заказать ЕСО чип-тюнинг УАЗ Патриот 2014 года и моложе можно по телефону на странице Контакты. Вы можете подъехать на установку лично по указанному адресу, а также прислать нам блок управления для прошивки дистанционно. Оформить заказ можно здесь. Также есть возможность приобретения нового блока управления с уже установленным чип тюнингом, подробности можно узнать по телефону на странице Контакты или по форме обратной связи внизу справа.